Главная » 2016 » Январь » 15 » Приплыли?

16:16
Приплыли?

Приплыли?

В сложившихся условиях, когда на данном этапе Украина из морского государства фактически превратилась в прибрежное, корабельный состав украинских Военно-Морских Сил нуждается в пополнении не многоцелевыми корветами, а недорогими патрульными кораблями и быстроходными боевыми катерами, которые совместно с войсками береговой обороны способны обеспечить эффективную охрану побережья страны.
Эти слова принадлежат Игорю Кабаненко. Сегодня он занимает должность заместителя министра обороны по европейской интеграции, а еще несколько лет назад был вторым человеком в Генеральном штабе Вооруженных сил Украины.
Примечательно, что главнокомандующий ВМС вице-адмирал Сергей Гайдук придерживается противоположного мнения. Недавно в Одессе он заявил, что строительство и содержание флота – дело не из дешевых, однако другого пути, кроме как развивать национальные ВМС, у нас нет. И добавил: первым шагом в возрождении флота должно стать восстановление финансирования строительства боевых кораблей, катеров и судов обеспечения, и прежде всего – возобновление финансирования главного проекта: создание корвета «Владимир Великий».
Знакомый звук волынки, не правда ли? Он возвращает нас в уже далекий 2010 год, когда в Николаеве на Черноморском судостроительном заводе был заложен первый из многоцелевых ракетных кораблей проекта 58250.
Предприятие выиграло тендер, и заказ на строительство четырех корветов давал вполне реальную надежду на оживление судостроения в городе. Вспомните, какие головокружительные планы строились в высоких кабинетах и кабинетах пониже: государственная программа стоимостью 3 миллиарда долларов, загрузка главного завода Николаева и десятков его партнеров, тысячи новых рабочих мест, закупка новейшего европейского вооружения.
А потом случилось то, что по праву можно считать донецкой финансовой аномалией. Смету пересчитали и пришли к выводу, что 3 миллиарда – это мало, и за такие деньги можно построить только 4 корвета. Позвольте, возмущались эксперты, Германия и Турция тратили на постройку подобных кораблей в два раза меньше. Но на эти реплики чиновники уже не отвечали.
А потом проект и вовсе угодил в засасывающую воронку. Средства, заложенные в бюджет, заберут на другие цели, и в обещанном 2012 году «Владимир Великий» так и не войдет в строй. Позже дойдет до того, что адмирал Михаил Ежель создаст общественный «Фонд возрождения украинского флота», перечислит в него свою ежемесячную заплату и призовет это сделать других. Но с кораблем-призраком в Николаеве уже никто не захочет связываться.
Кое-как с горем пополам в 2013 году строительство возобновится, но спустя год работы остановится. И вновь попытка реанимировать процесс, и снова неудача.
Сегодня реалии таковы: готовность корвета «Владимир Великий» оценивается в 43 процента, сколько средств на это потрачено – уже никто не скажет, и общеизвестно, что в военном бюджете на 2016 год денег на достройку не предусмотрено. Что называется, приплыли.
На этом фоне позиция Кабаненко выглядит более прагматичной, как бы нам, николаевцам, ни было это больно слышать:
– Лучше изменить концепцию и на его базе построить патрульный корвет, что значительно дешевле и выгоднее во многих измерениях – все должно идти от задач. Если исходить именно от задач, то для эффективной гибридной обороны на море Украине нужны многочисленные скоростные (более 50 узлов) малые платформы. То есть, катерный (так называемый «москитный») флот, который экономически выгоден (за стоимость одного корвета можно построить 50-70 боевых катеров различного назначения) и высокоэффективный в ближней зоне, – говорит он.
К какому видению руководство страны в конечном итоге прислушается? Пока идут эти споры, плавсостав украинских ВМС, или то, что от него осталось после аннексии Крыма, постепенно приходит в негодность. Обновлять же его не за что – бюджет Министерства обороны еще долгое время будет ориентирован на другие виды вооружений.
Означает ли это, что николаевским корабелам уже никогда не суждено увидеть военный заказ? На что в этой ситуации рассчитывать судостроительным заводам? Николаевским – пока не на что. Те небольшие заказы, как в случае со строительством бронекатеров «Гюрза-М», уходят на предприятие «Ленинская кузница», которым до прихода во власть владел Петр Порошенко.
У Николаева, складывается такое впечатление, лоббистов нет, хотя в том же парламенте заседает десяток избранных здесь депутатов. Но губернатор Одесской области на деле оказывается эффективнее всей межфракционной группы «Николаевщина» вместе взятой. Он заявил, что разместит в бывшем Доме профсоюзов Штаб Военно-Морских Сил Украины, и есть уверенность, что так и будет. Того же, кто в 2014 году громко бы заявил, что главным городом украинских моряков будет Николаев, а не Одесса, к сожалению, не нашлось.
Те, на ком еще держится морская слава города – музей, хранящий станицы истории, и талантливые инженеры казенного предприятия «Исследовательско-проектный центр кораблестроения», создающие новые решения. Одна из их разработок – ракетный катер класса «Лань» уже находится на вооружении ВМС Вьетнама.
Востребован он может быть и в Украине. Мало кто знает, что «Стратегия развития Государственной пограничной службы», утвержденная в прошлом году, предусматривает выпуск для морских пограничников катера первого ранга, двух катеров второго ранга и четырех малых катеров. В дальнейших планах – фрегат и не менее двух корветов. И в этом есть своя логика: до тех пор, пока Крым не вернется в состав Украины, военно-морским силам придется выполнять другие задачи, и они действительно ближе Государственной пограничной службе.
И вот тут потенциал Николаева можно задействовать с полной силой. Не путем проведения конференций и «круглых столов», а напряженной работой политиков, для которых прославление родного города должно стать делом чести. Ведь только в этом случае имена этих политиков впишутся в летопись. Все остальное – предвыборная пропаганда.
Игорь Данилов.


Источник: www.vn.mk.ua
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]