Главная » 2014 » Октябрь » 28 » Обойти коррупцию: как поставить "капкан" для судейской "лапы"

17:18
Обойти коррупцию: как поставить "капкан" для судейской "лапы"

Обойти коррупцию: как поставить

Расценки "хабарей" и советы от экс-судьи Зварича, осужденного за взятки. О коррупции в Украине говорят на всех уровнях и во всех областях жизни. Стало общим местом вспоминать о коррумпированности нашей судебной системы. Мол, ничего без взятки в суде не решишь. Разговоры эти ведутся со времен 90-х и по сей день. В этом году даже приняли специальный закон "О возобновлении доверия к судебной системе". Однако каких-то коренных изменений пока не видать. Есть мнения, что после Майдана судьи стали больше опасаться, а потому… взятки выросли в разы, компенсируя опасность. "Сегодня" опросила бывших и действующих судей, политологов, адвокатов в поисках панацеи от этой болезни нашей страны.

Адвокат, доктор права Иван Боднарук раскрыл нам "расценки" на "услуги" Фемиды и предложил неординарные пути решения коррупционной проблемы: "Определимся, что мы говорим не обо всех судьях, а о части из них (хотя коррумпирована вся система, как, впрочем, и в других областях нашей жизни). Самые крупные взятки в судебной системе — в хозяйственных и административных судах, ибо там часто речь идет о миллионных исках. По моей информации, взятки могут составлять от 10 до 30% от заявленной в иске суммы. В судах общей юрисдикции берут, например, за ускорение или, наоборот, затягивание какого-то процесса. Это касается и мелких админдел. Если дело несложное, скажем, развод супругов, то берут от 1 до 3 тысяч долларов за "скорость". Примерно $3000 обычно берут за решение бытовых споров по существу (например, за "нужное" решение по разделу имущества бывшей семьи). Есть и такой аспект, как решение об аресте имущества. Скажем, в суд обратился истец и заявил, что у него есть должник, надо наложить арест на то, что ему принадлежит, пока не распродал. Если судья взяточник, он может (через посредников, разумеется), обратиться к должнику и предложить: я не накладываю арест, а ты за это платишь от 5 до 10 тысяч долларов".

По словам Боднарука, очень разнятся расценки на такую "услугу", как избрание меры пресечения, не связанной с арестом и содержанием в СИЗО: "Тут многое зависит от того, какое преступление совершено, кем, какой резонанс и т. д. Как правило, решить вопрос можно за сумму, начиная от $10 000 и до $100 тысяч, хотя в отдельных случаях могут быть и миллионы, если речь идет об известных и богатых людях. А вот если человек уже в СИЗО и надо изменить меру пресечения, чтобы он вышел на свободу, то это обходится от $100 000 до $200 000 (но и тут подход индивидуальный). Так же, а иногда и дороже, стоит выйти уже осужденному человеку на волю. Это тоже возможно по решению суда, суммы колеблются от $100 тысяч до $1—2 млн".

Особо дорого, по данным адвоката, обходится будущему судье само желание стать служителем Фемиды или попасть в определенный суд: "Называют фантастические суммы — от 300 тысяч долларов до 10 миллионов! Все зависит, конечно, от того, в какой суд желает устроиться соискатель, какие там перспективы в смысле взяток".

ЧТО ДЕЛАТЬ? По мнению Боднарука, надо ввести полноценный суд присяжных — их должно быть не менее 12 человек, а не 3—5, как сейчас: "И это должны быть образованные, с высоким уровнем культуры люди, понимающие, какую ответственность берут на себя. Я бы также предложил вообще упразднить Высший специализированный суд, а также Верховный суд в смысле принятия кассационных решений. Пусть бы ВС существовал только как центр вынесения основополагающих решений, служащих указателем для работы всех других судов. Но ВС не должен принимать решений по конкретным делам. Так во многих развитых странах, где суды наивысшего уровня только обучают судей, но сами судьбы людей или учреждений не решают. Освободившиеся судьи высокой квалификации могли бы пойти работать в суды присяжных. Судьями, на мой взгляд, вообще должны становиться люди, имеющие стаж не менее пяти лет, причем именно в судебной системе, пусть даже на технических должностях, вроде секретаря суда. Тогда они буду понимать, как вообще работает система изнутри, и меньше "ломать" дров. И по возрасту судье должно быть не менее 30 лет. Это означает определенный жизненный опыт.

На мой взгляд, должно быть так: суд первой инстанции (районный), апелляция, а потом, если решение не устраивает, — Евросуд по правам человека (ЕСПЧ). Этого достаточно. На Западе в Евросуд обращаются, причем бесплатно, даже бомжи. Скажем, кто-то сломал картонную коробку, в которой бомж обитал. Это — нарушение права на жилище, и такие прецеденты есть. Бомж может получить компенсацию от государства, которое призвано охранять его интересы. Если убрать у нас кассацию, человек достаточно быстро может получить решение Евросуда, от силы за полгода. Пока же на кассационную инстанцию уходят годы, а без этого обратиться в ЕСПЧ нельзя".

Источник: www.segodnya.ua

Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]